A Wind Named Amnesia
Тема апокалипсиса актуальна
независимо от формы выражения. Сначала картину
летящего в тартарары мира с завидной
периодичностью рассматривали в литературе,
следом ломанулись киношники, и вот пришел черед
аниме.
В самом деле, интересно посмотреть, как умрет
этот мир, желательно - со стороны. Но еще
интереснее попытаться предположить, что будет
дальше. Впрочем, будет ли? Тотальное ничто,
выжженная земля, усеянные черепами пустыни, где
средь припорошенных пылью развалин кочуют орды
мутантов? Или наоборот, райские кущи и эдемские
сады для немногих уцелевших?
Мрачная пастораль....А ведь определенно,
когда-нибудь случится. Достукаемся. По этому
вопросу царит поразительное единодушие, а вот
касательно того, в каком обличии явится старуха с
косой, мнения делятся.
В качестве печки, от каковой предлагается
плясать чаще всего берут «Бога из Машины». Вернее
сказать - не бог из машины, а черт из табакерки.
Это какой-нибудь катаклизм, природный или
техногенный, реже - совмещение первого и второго.
Так, природный катаклизм - таяние льдов на
полюсах старушки земли, падение метеорита,
глобальное потепление, а также все «прелести»,
что по воле режиссера и/или сценариста взбрели на
ум злокозненной матушке-природе. И обрушились на
наши с вами головы…
Техногенный кошмар выглядит иначе. Усилиями
сиволапой военщины (ученых, инопланетян, черта с
рогами, уцелевших атлантов и прочих одиозных
личностей, подбирается по вкусу разработчиков),
грянуло н е ч т о. Продукт войны или необдуманного
эксперимента. Разразилась пресловутая до
банальности ядерная война, нежданчиком
образовалась экологическая катастрофа, и Бог
весть что еще.
Эти досужие измышления издателей/
продюсеров/ сценаристов/ разработчиков с
заурядной периодичностью кочуют из релиза в
релиз, от премьеры к премьере, потому и относятся
к общим версиям. Уж слишком часто доводится
видеть апокалипсис именно в такой трактовке.
Настолько часто, что приелось, перешло из разряда
диковинок в категорию обыденности, неспособно
удивить взыскательного зрителя.
Пытались, и не раз, внести разнообразие,
действуя преимущественно хрущевским методом. То
бишь ванна непринужденно объединяется с
унитазом, а пытливый разработчик садится верхом
на сего монструозного гибрида, и гадает, что же
собственно вышло… Совместить один из шаблонов с
чем-то оригинальным… вернее, с тем, что к а ж е т с
я оригинальным авторам… Задумка вроде неплоха,
только вот выходит… выходит то, что обычно из
унитаза выходит.
И сей дурно пахнущий продукт ушлые
дистрибьюторы с прямо-таки вселенской помпой
предлагают зрителю. Вспомним хотя бы
«Армагеддон» со Шварцем. Два слова -
оглушительный провал.
Отсюда нехитрый вывод: не тем путем
отправились янкенсы. Сложно судить, какая дорога
верна. Да и однозначного ответа быть не может, что
невооруженным глазом видно на примере японцев.
Те решили, что Армагеддон у них будет свой,
применительно к аниме. Выбили колоссальный по
меркам уходящего века бюджет, с бора по сосенке
набрали толковых аниматоров, засучили рукава и
приступили к делу.
Проект нарекли без затей и изысков -
«Апокалипсис». И… продемонстрировали всему
миру, как можно живописно напороться на то, за что
взялись бороться. Апокалипсис действительно
состоялся, только вот грянул несколько не там,
где планировалось. Через пару дней проката
Судный День разразился в стане разработчиков.
Т а к о г о провала японская анимация еще не
знала. Возможно, я малость сгущаю краски, но
достоверно известно, что схожих ляпов и в аниме, и
в японском кино раз два и обчелся. Шутка ли, даже
несколько лет спустя никто из матерых
профессионалов анимеиндустрии и близко
подходить не хотел к щекотливой теме конца всего.
Неудивительно, все предпочитают учиться на чужих
ошибках, попутно ехидно хихикая в кулачок.
Бизнес, господа, бизнес…
Там, где спасовали профессионалы, преуспели
дилетанты. Кто бы мог подумать, что группа никому
неизвестных отаку, скромно таящаяся за вывеской
Studio Madhouse, сможет сваять шедевр?
Особенно удивительно, при том, что бюджета, в
сравнении с приснопамятным «Апокалипсисом»
просто нет? Манги не было, то есть проект делается
с абсолютного нуля, не имея под собой прочной
комиксовой базы? Художники и аниматоры широкой
публике, мягко говоря, неизвестны, то же
относится и к режиссеру.
Это сейчас можно вспомнить, что одним A Wind Named
Amnesia дело не кончилось. Demon City Shinjuku, Ninja Scroll…
ничего в глаза не бросается? Сходство анимации, к
примеру?
Достойные птенцы гнезда Madhouse. Правда,
вылупились они малость попозжа. А «Ветер
забвения», скаламбурим, прошелестел первым. И, на
мой взгляд, оказался лучшим фильмом из этой
блестящей триады.
Выйти из тени.
Прежде всего, концепция свежа и
оригинальна. Не опостылевшее ядерное пламя,
выпущенное на свободу монстрами в погонах, не
ученый-шизофреник закрутил очередной лихой
эксперимент, и даже не пакость вставшей на дыбы
матушки природы. Все оказалось гораздо сложнее и
в то же время проще. Ветерком повеяло…
Случилось то, что японские тактики превозносили
до небес как величайшее достижение пытливого
стратега. Можно убить врагов по одиночке, но
гораздо приятнее столкнуть вражин лбами. Пускай
озорно режут друг дружку, отстаивая мнимую
правоту. А потом, когда шум боя стихнет и воронье
слетятся на трапезу, в ы й т и и з т е н и и
неторопливо, со смаком, добить выживших. И пусть
хрипят, из последних сил твердя, что с вашим
приходом воронья прибавилось - пускай, не
возбраняется эдак философски взгрустнуть над
прозревшим слишком поздно. После чего в пояс
поклонится не павшему духу оппоненту,
сохранившему присутствие духа на смертном
пороге… и прикончить, благословясь. Суди Господи
не по делам нашим, а по милосердию своему...
Но в этот раз отделаться затасканным
шаблоном не получится. Кто ж знал, что все
человечество с оглушительным хрустом вмажется
лбами друг в дружку? А победителя не будет? Разве
что ветер…
Обычный ветер, прошелестел в ушах ничего не
подозревающего человечества, игриво попинал
мелкий мусор на загаженных улицах, погладил
ласковой десницей травку-муравку, невзначай
взъерошил волосы на головах праздношатающихся
зевак, заглянул в серые личики детишек-дебилов …
И стих, будто и не было его.
А вместе с ним стихла память. Паскудный
ветерок унес в заоблачные дали человеческие
воспоминания. Мозги обитателей планеты в
одночасье уподобились чистой бумаге. Невиданный
катаклизм тихой сапой покопался в головенках
аборигенов, и ….все забыли все.
Не было даже попыток осмысления себя в этом
мире, пускай на самом примитивном уровне типа:
«Идея! Идея! Иде я нахожуся ????». Человечество пало
так низко, что даже говорить не могло, не говоря
уже о том, что бы ориентироваться в окружающей
действительности. Интеллекта, вернее, его
бренных останков, хватало только на издавание
бессвязного мычания да разве что удовлетворение
простейших потребностей.
Орды беспамятных, ведомые простейшими
инстинктами, не отягощенные комплексами,
моральными препонами и совестью, натворили
такого, что не снилось в горячечном бреду ни
Атилле, ни Гитлеру, ни даже приснопамятному
Владимиру Ильичу. Цивилизация рухнула в
считанные часы, аки карточный домик, явив собой
неприглядную и кровавейшую пастораль на тему
«Психи захватывают сумасшедший дом».
Печален итог. Небоскребы, уныло уставившиеся
в небеса выбитыми глазницами окон. Дороги,
заросшие бурьяном и полынью. Кучи разлагающихся
трупов там и сям. Дороги, ведущие в никуда…
Осколки прошлого…
И худшее. Те, кто раньше были людьми. Грустна
ирония судьбы… Бывшие повелители всего не
вымерли. Только и жизнью сие существование
назвать нельзя. Подобно трупным червям, рвущим на
части зловонную плоть, двуногие приматы, с у щ е с
т в у ю т. Пока еще без шерсти.
За окном моим беда...
С первых кадров, зритель вступает
буквально с первых кадров, глядя на мир после
судного дня посредством голубого экрана. Первое
впечатления - после варфаламевской ночи
наступило утро стрелецкой казни, а ночь
оказалось полярной, тьма - кромешной, резня -
ужасной до неописуемости. Минуло лет так
несколько со дня глобальной экзекуции, земля
начала в о з р а ж д а т ь с я.
От небоскребов остались слаборазличимые
фундаменты, некогда скоростные хайвеи с трудом
угадываются за причудливой порослью сорняков,
неэтетично гниющие трупы оставили после себя
лишь хрупкие косточки да гнетущие ощущение
трагедии…
Авторы настолько мастерски водворяют
зрителя в вымышленный мир, что нет-нет да и
хочется выглянуть в окошко - а все ли там на месте?
При первом просмотре ощущение прямо-таки
сюрреалистическое. Кажется, что вселенная
сжимается до квадрата, очерченного экранам, куда
и затягивает смотрящего, словно лягушонка в
сточную канаву.
Примерно эти чувства испытает главный герой,
путешествуя по грешной земле. Он впервые
выбрался за пределы убежища, и смотрит на
ландшафт и его обитателей с упоением марсианина,
впервые ступившего на поверхность чужеродного
объекта.
Нельзя сказать, что первопроходец оторван от
жизни или инфантилен. Дело в том, что он был т а м.
В кромешном аду, учиненным походя
сквознячком-заподлячком, наш вьюноша исхитрился
уцелеть.
Повезло, конечно. В момент групповой
всепланетной вивисекции герой оказался в
маленьком городишке, затерянном в недрах
американской глубинки, а не в мегаполисе или ином
рассаднике цивилизации. Потому-то его и не
затоптали в сиюминутном раже всеобщего одичания,
не схарчили заживо голодные сородичи, не зашибли
мимоходом спортивного интереса ради.
Он помнит, в отличие от воспоминаний детства,
он помнит дни своего нового рождения.
Размазанная по стенке сестра, вкус сосисок и
целофана на потрескавшихся губах, боль в
израненной руке… Прикосновение к противнику,
только-только получившему внушительную плюху - и
разлетевшемуся вдребезги, корежа уши отвратным
звоном. Свое отражение в брызгах порушенного
зеркала… Взгляд, долгий, как сама вечность в
собственные пустые глаза, подернутые багровой
поволокой безумия. Э т о он помнит.
Потом был бег. Долгий марафон, под стать
ледниковому периоду - бег от себя, панический
драп от проснувшегося животного страха. И - в
конце неразмеченной дорожки несуществующего
стадиона выход к д р у г и м. К тем, что спустя года
вернули память. Тем, кто в отличие от гомонящего,
совокупляющегося и уничтожающего все и вся
быдла, вопреки всему, уцелел.
В битве человечества на смерть с самим собой
оказались уцелевшие. Ветер забвения, словно
табельное оружие, действовал избирательно. Он
действовал на н о р м а л ь н ы е мозги, очищал от
лишних дум н о р м а л ь н ы й разум.
Бесспорно, ненормальных хватало во все
времена, под любыми звездами и широтами. В
прошлые века их стреляли, вешали, топили - в
зависимости от ситуации, приказа и степени
опасности, реальной или гипотетической,
изощрялись как могли. В веке же 20-ом, времени
всеобщей унификации и упорядоченности, над любым
интересным отклонением от нормы
экспериментировали.
Вот к сим плодам научных копаный и выскочил
наш герой, разорвав грудью разболтавшуюся
колючку [1]. С этого и начинается наша одиссея… …
Я намерено остановлюсь здесь.
Изящная словесность в лесу за
деревьями.
… Я намерено остановлюсь здесь. Просматривая
импортные аниме-обзоры, подметил интересную
особенность. Читаешь: мультипликация - кайф,
озвучка - просто супер, сюжет - хорош. Оценка
такая-то.
И что с того? А, простите, что предлагается
смотреть?
О, тайна сия велика есть. Обзор пишется по
принципу: о деревьях словечко замолвим, о лесе в
целом - ни гу гу. То есть, о сюжете пишут как о
безвременно почившем родиче, в лучшем случае
пара общих фраз. Доходит до курьезов, когда один
престижный анимешный сайт, уныло торчащий где-то
по ту сторону океана втиснул сюжет «Акиры» аж в
три предложения ! После чего пошел стандартный
треп на тему «а какие тут восходы!». В смысле,
какое красивое кино нам предлагают.
Не буду даже место тратить, объясняя, К А К
важен сюжет вообще, и в аниме - особенно.
Авторов сих писулек можно отчасти понять,
основной аргумент сего нехитрого подхода прост,
как мычанье годовалого теляти:
1.Зачем портить людям удовольствие от
просмотра?
2. Работы меньше.
3. Требуется меньшая квалификация шакалов
пера.
Вот и плодят статьи - возьмем это слово в кавычки -
буквально пачками. Сразу пример, как раз про Wind
Named Amnesia. Сайт AnimeColony, обзор, цитирую:
«The plot is what really drives Wind Named Amnesia. We have all seen stories about
the end of human civilization, but this takes the idea and puts a new spin on it. And not
only that, but we get to really see weak humans are. When all is said and done, this movie
leaves you thinking. This is what makes this movie a definite must have for any anime fan
who enjoys a good thought provoking film.
The score is pretty good, nothing too phenomenal but it works fine with the movie.
There is a duet song in the middle of the movie that also plays at the end. It's pretty
good, but again it isn't anything to write home about. This is a must see in Japanese. The
English dub is old and not well acted. But even worse is the fact that many changes were
made to the English script that change the general idea of the story. It's a shame too.
This deserves a good solid dub, since it definitely appeals to a non-Japanese audience
(heck it takes place in the States).
В качестве куп-де-граса [2] не удержусь от
ядовитой ремарки: сия цитата составляет 30% всей
статьи. Неудивительно, что фильм оказывается в
тягостном положении кота в мешке, после чего
стараниями журналюги идет описание
стреноженного мурлыки на ощупь.
Согласен, встречаются и исключения, но
вывешиваются эти исключения только на фенских
сайтах. Там люди пишут не ради денег, а, что
называется, из любви к искусству и к аниме.
Наверное, поэтому автор сего опуса ударился в
другую крайность - побольше рассказать, передать
атмосферу, немного пофилософствовать… Погладим
ласкового котенка, продемонстрируем
усатого-полосатого рунету, ну а «мешок» оставим
фетишистам с запада.
Завершая краткий экскурс в мир изящной
словесности, подмечу, что в случае со смотринами
«Ветра забвения» из означенного мешка выскочит
не Catus Domesticus, а целый Tigrus Bengalius. [3]
Последний отсчет.
Пора закруглятся, выключать компьютер - или
где вы там читаете оные заметки - да переходить от
теории к практике. В самом деле, это не
компьютерная игра, при чтении обзора о каковой
постепенно сатанеешь от нудного перечисления
количества полигонов, отводимого на душу
монструозного населения, звуковых изысков в
формате 5.1. и прочих диковинок рангом помельче.
Посему намеренно не пишу о всякого рода
красивостях. Поверьте на слово, смотреть «Ветер»
приятно, и как всякую аниму, ее надо именно с м о т
р е т ь. А не читать.
Тем паче - такое аниме. С оригинальным
сюжетом, зубодробительной режиссурой и
великолепной звуковой дорожкой.
Как говорили у нас в опер части, сколько
«водка» не скажи, не опьянеешь. Спиртное надо
пить, а аниме смотреть - только не совмещайте два
в одном, душевно рекомендую. Вчерась над
соседушкой эксперимент поставил - ветерку ему до
хаты запустил. Того, что амнезией зоветси. Судя по
характерным звукам сих пор смотрит, декадент…
только амнезия у сего индивидуума ненавязчиво
сменилась похмельным синдромом.
Смотрите, господа, смотрите… Захватывает с
самого начала. Особенно, когда герой встречает
милое создание, у которой присутствует не только
хорошая фигурка, белые волосы - после этих слов
понимающий отаку насторожится - но, что самое
странное, память. И где-то на периферии сознания
рождается ощущение, что тот, вернее - т а, что
скрывалась, наконец вышла из тени.
В о р о н ь я п р и б а в и л о с ь.
[1] Речь идет о колючей проволоке
[2] Удар милосердия, служит преимущественно для
добивания.
[3] Да простится мне издевательство над
благородной лингвой латиной. Catus Domesticus - кот
домашний, ну а второе словоблудие перевести не
сложно. В самом деле, не бином Ньютона решать, и не
египетскую клинопись разгадывать )));
С уважением. Nomad
|